Министерство труда и социальной политики ЛНР разработало методические рекомендации по организации временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи жителей, постоянно проживающих на территории Республики. Об этом в ходе межведомственного совещания в Министерстве сообщили представители руководства ведомства.
В совещании принимали участие руководители образовательных учреждений Республики, представители Министерства здравоохранения ЛНР, органов опеки и попечительства.
"Это совещание посвящено защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное – это создание правовых, социально-экономических и других условий, которые будут направлены на реализацию прав и защиту наших детей", - подчеркнула заместитель министра труда и социальной политики Республики Ольга Гонтарева.
Начальник управления по делам семьи и детей ведомства Юлия Назаренко рассказала, что участники совещания обсудили актуальные вопросы по устройству в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ряд законодательных актов, которые "в полной мере реализуют возможность детей быть определенными в семью". В частности, это принятое Советом министром ЛНР в мае 2018 года постановление "Об утверждении Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Луганской Народной Республики".
"Дети, которые находятся в интернатных учреждениях, детских домах, домах ребенка, не получают опыта общения в социуме, в семье, они не знают семейных устоев. Для того чтобы дать возможность детям социализироваться, знать как жить в семье, как они общаются, как временная мера – это пребывание ребенка в семьях граждан на время каникул, в период выходных, праздничных дней", - пояснила Назаренко.
Она уточнила, что максимальное пребывание детей в семье жителей, которые предварительно должны пройти специальное обучение, - три месяца.
"Сегодня задача всех интернатов, детских домов, органов опеки и попечительства – сделать все возможное, чтобы общество всколыхнулось, чтобы люди отдавали частицу души этому ребенку, научить его жить в социуме, в семье", - отметила начальник управления.
"Мы подготовили методические рекомендации по поводу реализации временной передачи детей в семьи, какие задачи стоят перед каждым учреждением, перед гражданами", - добавила Назаренко.
В частности, в рекомендации предлагаются:
Задачи организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передающей ребенка на отдых в семьи граждан
1. Информирование общества о возможностях организации отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьях граждан.
2. Изучение возможностей социального окружения для организации отдыха детей в семьях в период каникул, выходных и праздничных дней.
3. Проведение индивидуальных собеседований, посещение и обследование семей, организация учебы по воспитанию ребенка в семье.
4. Составление банка данных о детях, нуждающихся в отдыхе в семьях.
5. Подготовка детей к помещению во временную семью: диагностика физического и психического состояния здоровья ребенка, опрос ребенка с целью выяснения его желания жить в такой семье, оценка готовности ребенка к жизни в семье.
6. Организация процедуры знакомства семьи с ребенком, выбор формы контакта, организация контактов.
7. Составление договора о передаче ребенка в семью.
8. Издание приказа о передаче ребенка в семью гражданина.
9. Оказание необходимой социально-правовой помощи и поддержки во время адаптации ребенка в семье: индивидуальные консультации по возникающим проблемам, корректировка поведения ребенка.
10. Оценка эффективности проведенной работы по обследованию ребенка до и после пребывания в семье специалистами: психологом, логопедом-дефектологом, врачом, социальным педагогом.
Задачи организации отдыха детей-сирот в семьях граждан
Психолого-педагогические: создать атмосферу защищенности и доброжелательности; помочь ребенку почувствовать себя социально-значимой личностью. Воссоздать у ребенка чувство собственной ценности и достоинства; удовлетворить потребности ребенка быть нужным другому через взаимную заботу, ответственность, что позволяет ему избавиться от чувства отчужденности, ненужности; обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями; показать образцы отношений "родитель-родитель", "родитель-ребенок", "ребенок-ребенок"; привить ребенку навыки общения со сверстниками, младшими детьми и взрослыми, с незнакомыми людьми; развить чувства причастности к семье, чувства дома, любви и привязанности.
Социально-экономические: создать у детей представление о том, как строятся семейные отношения, рассчитывается бюджет семьи, распределяются обязанности по ведению хозяйства; приобрести опыт совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства; развивать способности ребенка в процессе самообслуживания, участия в ведении домашнего хозяйства, трудовой деятельности.
Рекомендации по подбору и подготовке ребенка на период помещения в семью Последовательность действий
1. Перед помещением ребенка в семью нужно обсудить его кандидатуру со всеми специалистами, которые знают данного ребенка: психолог, социальный педагог, воспитатели, медицинский персонал, администрация.
Что следует учесть при обсуждении кандидатуры: особенности личности ребенка, характерологические черты; состояние здоровья и степень необходимости оказания медицинской помощи; особенности его взаимодействия с взрослыми и сверстниками, уровень навыков самообслуживания; имеющиеся у ребенка проблемы; социально-правовой статус ребенка; наличие родственников, их место жительства.
2. После отбора кандидатур выяснить мнение самого ребенка и степень его желания пожить какое-то время в семье. Обсудить его планы на каникулы, выходные и праздничные дни. Узнать, в какой семье он хотел бы пожить, в городе, селе.
3. Когда будет подобрана семья, провести подготовительную беседу с ребенком, в которой рассказать о предстоящей перспективе отдыха, выяснить его мнение. Выяснить отношение ребенка к животным (в случае, если они есть в семье), узнать, умеет ли он держаться на воде, плавать, бывал ли в лесу. Узнать, что он хотел бы взять с собой из предметов одежды, какие вещи, игрушки. Рассказать ребенку, куда он может обратиться за помощью в случае необходимости, дать адрес и телефон.
4. Процедура знакомства семьи с ребенком: совместная беседа сотрудника (-ов) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ребенком и членами семьи. Кратковременные посещения членами семьи ребенка (по возможности) для установления контакта и более близкого знакомства.
5. Принятие решения и передача ребенка в семью. Заявление директору организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о передаче ребенка на летний (зимний, весенний) отдых, выходные и праздничные дни. Заключение договора о передаче ребенка на летний (зимний, весенний) отдых, выходные и праздничные дни.
Критерии отбора граждан, изъявивших желание взять ребенка в семью на время каникул, выходных и праздничных дней
Такими гражданами могут быть совершеннолетние лица, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, в приемную семью, детский дом семейного типа;
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих или имевших судимость;
- лиц, не прошедших психолого-педагогическую и правовую подготовку в порядке, установленном частью 6 статьи 127 Семейного кодекса Луганской Народной Республики;
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
В Минсоцполитики добавили, что преимуществом должны пользоваться семьи, желающие в дальнейшем взять ребенка по усыновление/опеку/попечительство, принять в детский дом семейного типа или приемную семью; желающие иметь более одного ребенка; одинокие люди, желающие создать полноценную семью; семьи, в которых отсутствуют собственные дети.
Ранее ведомство разъясняло порядок установления опекунства над несовершеннолетними.
В совещании принимали участие руководители образовательных учреждений Республики, представители Министерства здравоохранения ЛНР, органов опеки и попечительства.
"Это совещание посвящено защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное – это создание правовых, социально-экономических и других условий, которые будут направлены на реализацию прав и защиту наших детей", - подчеркнула заместитель министра труда и социальной политики Республики Ольга Гонтарева.
Начальник управления по делам семьи и детей ведомства Юлия Назаренко рассказала, что участники совещания обсудили актуальные вопросы по устройству в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ряд законодательных актов, которые "в полной мере реализуют возможность детей быть определенными в семью". В частности, это принятое Советом министром ЛНР в мае 2018 года постановление "Об утверждении Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Луганской Народной Республики".
"Дети, которые находятся в интернатных учреждениях, детских домах, домах ребенка, не получают опыта общения в социуме, в семье, они не знают семейных устоев. Для того чтобы дать возможность детям социализироваться, знать как жить в семье, как они общаются, как временная мера – это пребывание ребенка в семьях граждан на время каникул, в период выходных, праздничных дней", - пояснила Назаренко.
Она уточнила, что максимальное пребывание детей в семье жителей, которые предварительно должны пройти специальное обучение, - три месяца.
"Сегодня задача всех интернатов, детских домов, органов опеки и попечительства – сделать все возможное, чтобы общество всколыхнулось, чтобы люди отдавали частицу души этому ребенку, научить его жить в социуме, в семье", - отметила начальник управления.
"Мы подготовили методические рекомендации по поводу реализации временной передачи детей в семьи, какие задачи стоят перед каждым учреждением, перед гражданами", - добавила Назаренко.
В частности, в рекомендации предлагаются:
Задачи организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передающей ребенка на отдых в семьи граждан
1. Информирование общества о возможностях организации отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьях граждан.
2. Изучение возможностей социального окружения для организации отдыха детей в семьях в период каникул, выходных и праздничных дней.
3. Проведение индивидуальных собеседований, посещение и обследование семей, организация учебы по воспитанию ребенка в семье.
4. Составление банка данных о детях, нуждающихся в отдыхе в семьях.
5. Подготовка детей к помещению во временную семью: диагностика физического и психического состояния здоровья ребенка, опрос ребенка с целью выяснения его желания жить в такой семье, оценка готовности ребенка к жизни в семье.
6. Организация процедуры знакомства семьи с ребенком, выбор формы контакта, организация контактов.
7. Составление договора о передаче ребенка в семью.
8. Издание приказа о передаче ребенка в семью гражданина.
9. Оказание необходимой социально-правовой помощи и поддержки во время адаптации ребенка в семье: индивидуальные консультации по возникающим проблемам, корректировка поведения ребенка.
10. Оценка эффективности проведенной работы по обследованию ребенка до и после пребывания в семье специалистами: психологом, логопедом-дефектологом, врачом, социальным педагогом.
Задачи организации отдыха детей-сирот в семьях граждан
Психолого-педагогические: создать атмосферу защищенности и доброжелательности; помочь ребенку почувствовать себя социально-значимой личностью. Воссоздать у ребенка чувство собственной ценности и достоинства; удовлетворить потребности ребенка быть нужным другому через взаимную заботу, ответственность, что позволяет ему избавиться от чувства отчужденности, ненужности; обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями; показать образцы отношений "родитель-родитель", "родитель-ребенок", "ребенок-ребенок"; привить ребенку навыки общения со сверстниками, младшими детьми и взрослыми, с незнакомыми людьми; развить чувства причастности к семье, чувства дома, любви и привязанности.
Социально-экономические: создать у детей представление о том, как строятся семейные отношения, рассчитывается бюджет семьи, распределяются обязанности по ведению хозяйства; приобрести опыт совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства; развивать способности ребенка в процессе самообслуживания, участия в ведении домашнего хозяйства, трудовой деятельности.
Рекомендации по подбору и подготовке ребенка на период помещения в семью Последовательность действий
1. Перед помещением ребенка в семью нужно обсудить его кандидатуру со всеми специалистами, которые знают данного ребенка: психолог, социальный педагог, воспитатели, медицинский персонал, администрация.
Что следует учесть при обсуждении кандидатуры: особенности личности ребенка, характерологические черты; состояние здоровья и степень необходимости оказания медицинской помощи; особенности его взаимодействия с взрослыми и сверстниками, уровень навыков самообслуживания; имеющиеся у ребенка проблемы; социально-правовой статус ребенка; наличие родственников, их место жительства.
2. После отбора кандидатур выяснить мнение самого ребенка и степень его желания пожить какое-то время в семье. Обсудить его планы на каникулы, выходные и праздничные дни. Узнать, в какой семье он хотел бы пожить, в городе, селе.
3. Когда будет подобрана семья, провести подготовительную беседу с ребенком, в которой рассказать о предстоящей перспективе отдыха, выяснить его мнение. Выяснить отношение ребенка к животным (в случае, если они есть в семье), узнать, умеет ли он держаться на воде, плавать, бывал ли в лесу. Узнать, что он хотел бы взять с собой из предметов одежды, какие вещи, игрушки. Рассказать ребенку, куда он может обратиться за помощью в случае необходимости, дать адрес и телефон.
4. Процедура знакомства семьи с ребенком: совместная беседа сотрудника (-ов) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ребенком и членами семьи. Кратковременные посещения членами семьи ребенка (по возможности) для установления контакта и более близкого знакомства.
5. Принятие решения и передача ребенка в семью. Заявление директору организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о передаче ребенка на летний (зимний, весенний) отдых, выходные и праздничные дни. Заключение договора о передаче ребенка на летний (зимний, весенний) отдых, выходные и праздничные дни.
Критерии отбора граждан, изъявивших желание взять ребенка в семью на время каникул, выходных и праздничных дней
Такими гражданами могут быть совершеннолетние лица, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, в приемную семью, детский дом семейного типа;
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих или имевших судимость;
- лиц, не прошедших психолого-педагогическую и правовую подготовку в порядке, установленном частью 6 статьи 127 Семейного кодекса Луганской Народной Республики;
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
В Минсоцполитики добавили, что преимуществом должны пользоваться семьи, желающие в дальнейшем взять ребенка по усыновление/опеку/попечительство, принять в детский дом семейного типа или приемную семью; желающие иметь более одного ребенка; одинокие люди, желающие создать полноценную семью; семьи, в которых отсутствуют собственные дети.
Ранее ведомство разъясняло порядок установления опекунства над несовершеннолетними.
ЛуганскИнформЦентр