Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливы, здоровы, умели общаться с окружающими. А умение общаться, строить свои взаимоотношения с другими людьми, умение понять другого человека - это важные качества, которые закладываются и формируются в детстве. И чем раньше мы обратим внимание на эту сторону развития ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Особо актуальным важным это оказывается для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых проблемы взаимоотношений с окружающими выходит на первый план.
Детский аутизм - это нарушение психического развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Характеризуется отсутствием потребности в социальном взаимодействии, отгороженностью от окружающего мира, специфическими расстройствами речи и эмоций и приводит к нарушению социальной адаптации. Индивидуальные проявления аутизма бывают разными: от тяжелых нарушений общения у детей с выраженной задержкой психоречевого развития до негрубых расстройств социального поведения и взаимодействия, увлеченности узкими интересами. Выделяют три основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, коммуникативные нарушения, когда ребёнок испытывает трудности в общении, и недоразвитие воображения. Чтобы скорректировать нарушения психического развития ребенка, аутизм необходимо диагностировать как можно раньше. Дети раннего возраста редко попадают в поле зрения детских психиатров. Да и весь дошкольный возраст родители предпочитают «не засвечиваться», опасаясь последствий психиатрического учета. До сих пор уровень доверия к детской психиатрии среди населения остается крайне низким, и только необходимость оформления ребенка в образовательное учреждение вынуждает родителей обратиться к психиатру. К сожалению, к 7-8-летнему возрасту возможности коррекции психического развития и поведения при аутизме минимальны. Детский мозг максимально пластичен до 6 лет, и этот момент необходимо не упустить. Как правило, отдельные симптомы аутизма можно заметить уже к 1-2 годам жизни. В г. Антраците на диспансерном учете состоит 7 детей, из них за 2021год -1 ребенок.
Аутизм - не результат плохого воспитания, им нельзя заболеть и нельзя излечиться. К сожалению, ответа на вопрос, в чем же точная причина аутизма, современная наука дать не может. Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а так же генетические факторы. Есть предположение о наследственной передаче заболевания в рамках одной семьи. Теорий много. Но единого мнения нет, ровно как нет и лекарства от аутизма.
В последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире.
Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма. Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать.
Какие признаки должны насторожить родителей?
1. Прежде всего, это отсутствие разделенного интереса. Нормально развивающийся малыш всегда привлекает внимание близкого взрослого к тому, что его заинтересовало, стремиться разделить свое удовольствие или удивление от увиденного, поглядывая в сторону мамы, как бы давая понять: «смотри, что я вижу» или «смотри, что я сделал». Ребенок с расстройством аутистического спектра, увидев на улице машину или пробегающую кошку, будет с интересом наблюдать за происходящим, но не поделиться своим интересом и не посмотрит в сторону сопровождающего его взрослого.
2. Ребенок не получает удовольствие от контакта, избегает его. Он не оживляется от общения с родителями, не улыбается им в ответ, прячется, ему не нравится, ему не нравится, когда его качают на руках или коленях, его привлекают не люди, а какие-то предметы, яркие пятна. У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза.
3. Отсутствие речи или ее регресс, когда ребенок, уже начавший произносить отдельные слова и даже повторять часто слышимые им фразы, вдруг замолкает. Нередко такие дети продолжают лепетать, но не повторяют те слова, которые до этого времени активно произносили. Специфичным для этого периода также является тот факт, что если малыш и произносит спонтанно слово «мама», то никогда не повторяет его по просьбе и не использует для привлечения внимания мамы, не зовет её. Как, впрочем, и не понимает «звательного» значения своего собственного имени и поэтому не откликается на него.
4. Ребенок с аутизмом практически не использует жесты, мимику, кивки головой для общения с близкими взрослыми.
5. Неумение правильно «считывать» социальные сигналы близких. Например, если взрослый пытается привлечь внимание малыша к какому-либо предмету и показывает на него рукой, то ребёнок не понимает, что нужно смотреть в том направлении, куда указывает рука, и, вместо этого, смотрит на руку взрослого, а не на предмет.
6. Отсутствие зрительного контакта.
7. Игровая деятельность детей-аутистов также специфична. Ребенок может часами катать машинки или раскладывать кубики, но, как правило, не позволяет вмешиваться другим людям в свои игры. В частности, если малышу предложить мячик и показать, что его надо покатать друг другу по очереди, то он, скорее всего, присвоит его и уединится с ним, совершая привычные для себя действия (будет его крутить, подбрасывать или бросать на пол). А взрослый с его попытками поиграть вместе останется «за бортом». Способность к совместному игровому сотрудничеству проверяется именно в ситуации игрового вмешательства близкого взрослого или другого ребенка, более старшего возраста, в привычные однообразные манипуляции с любыми игровыми предметами, даже такими сложными, как компьютер или мобильный телефон. К сожалению, современные родители принимают желаемое за действительное, не вмешиваясь в однообразные «игры» своего малыша. Общение с близкими вытеснено просмотром телевизора в одиночестве или манипуляциями с планшетом, в котором ребенок с аутизмом нередко прекрасно ориентируется, к удивлению окружающих. Такое «невмешательство» взрослых в игровое времяпровождение малыша только усиливает аутистическую симптоматику в будущем.
8. Трудности обучения ребенка социально значимым навыкам. Речь идет о приучении его к туалету и способности употреблять твердую пищу. Привыкнув «делать туалет» в памперс, малыш категорически отказывается менять свое поведение и садиться на горшок. Уговоры и насильственные действия взрослых только усложняют ситуацию. Не менее драматичная картина складывается и с приемом пищи. Если раньше при описании симптомов аутизма отмечался только скудный рацион, то в последнее время, когда родители стали использовать блендер для измельчения еды, к этой проблеме добивалась еще одна характерная черта пищевого поведения. Ребенок, привыкнув к перетертой пище, никак не может перейти на твердую еду.
9. Стереотипные навязчивые движения. Любой ребенок может трясти погремушкой - но обычно это длится недолго, через какое-то время он переключается на что-то другое. А если он трясет погремушкой несколько часов, не отдает ее и не отпускает - это уже тревожный сигнал.
При выявлении у ребенка аутизма, ему должна быть оказана комплексная помощь с участием родителей, врачей, педагогов, психологов. Таблетки от аутизма не существует. Однако разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т.е. помочь ребенку существовать в социуме.
Ребенок-аутист обитает в своем мире, за незримыми, но непреодолимыми стенами. Он заблудился в этом мире и не знает, как выйти на свет, к людям. Чтобы помочь ему, вам придется отправиться в этот чужой мир, найти своего ребенка, взять за руку и вывести из лабиринта. Путеводной звездой для вас станет безусловная любовь к ребенку, путеводной нитью - уважение к его личности и желание понять. Оставив за спиной страх, горе и чувство вины, вооружившись оптимизмом и позитивным отношением к ситуации, вы сможете достичь невозможного.
Детский аутизм - это нарушение психического развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Характеризуется отсутствием потребности в социальном взаимодействии, отгороженностью от окружающего мира, специфическими расстройствами речи и эмоций и приводит к нарушению социальной адаптации. Индивидуальные проявления аутизма бывают разными: от тяжелых нарушений общения у детей с выраженной задержкой психоречевого развития до негрубых расстройств социального поведения и взаимодействия, увлеченности узкими интересами. Выделяют три основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, коммуникативные нарушения, когда ребёнок испытывает трудности в общении, и недоразвитие воображения. Чтобы скорректировать нарушения психического развития ребенка, аутизм необходимо диагностировать как можно раньше. Дети раннего возраста редко попадают в поле зрения детских психиатров. Да и весь дошкольный возраст родители предпочитают «не засвечиваться», опасаясь последствий психиатрического учета. До сих пор уровень доверия к детской психиатрии среди населения остается крайне низким, и только необходимость оформления ребенка в образовательное учреждение вынуждает родителей обратиться к психиатру. К сожалению, к 7-8-летнему возрасту возможности коррекции психического развития и поведения при аутизме минимальны. Детский мозг максимально пластичен до 6 лет, и этот момент необходимо не упустить. Как правило, отдельные симптомы аутизма можно заметить уже к 1-2 годам жизни. В г. Антраците на диспансерном учете состоит 7 детей, из них за 2021год -1 ребенок.
Аутизм - не результат плохого воспитания, им нельзя заболеть и нельзя излечиться. К сожалению, ответа на вопрос, в чем же точная причина аутизма, современная наука дать не может. Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а так же генетические факторы. Есть предположение о наследственной передаче заболевания в рамках одной семьи. Теорий много. Но единого мнения нет, ровно как нет и лекарства от аутизма.
В последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире.
Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма. Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать.
Какие признаки должны насторожить родителей?
1. Прежде всего, это отсутствие разделенного интереса. Нормально развивающийся малыш всегда привлекает внимание близкого взрослого к тому, что его заинтересовало, стремиться разделить свое удовольствие или удивление от увиденного, поглядывая в сторону мамы, как бы давая понять: «смотри, что я вижу» или «смотри, что я сделал». Ребенок с расстройством аутистического спектра, увидев на улице машину или пробегающую кошку, будет с интересом наблюдать за происходящим, но не поделиться своим интересом и не посмотрит в сторону сопровождающего его взрослого.
2. Ребенок не получает удовольствие от контакта, избегает его. Он не оживляется от общения с родителями, не улыбается им в ответ, прячется, ему не нравится, ему не нравится, когда его качают на руках или коленях, его привлекают не люди, а какие-то предметы, яркие пятна. У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза.
3. Отсутствие речи или ее регресс, когда ребенок, уже начавший произносить отдельные слова и даже повторять часто слышимые им фразы, вдруг замолкает. Нередко такие дети продолжают лепетать, но не повторяют те слова, которые до этого времени активно произносили. Специфичным для этого периода также является тот факт, что если малыш и произносит спонтанно слово «мама», то никогда не повторяет его по просьбе и не использует для привлечения внимания мамы, не зовет её. Как, впрочем, и не понимает «звательного» значения своего собственного имени и поэтому не откликается на него.
4. Ребенок с аутизмом практически не использует жесты, мимику, кивки головой для общения с близкими взрослыми.
5. Неумение правильно «считывать» социальные сигналы близких. Например, если взрослый пытается привлечь внимание малыша к какому-либо предмету и показывает на него рукой, то ребёнок не понимает, что нужно смотреть в том направлении, куда указывает рука, и, вместо этого, смотрит на руку взрослого, а не на предмет.
6. Отсутствие зрительного контакта.
7. Игровая деятельность детей-аутистов также специфична. Ребенок может часами катать машинки или раскладывать кубики, но, как правило, не позволяет вмешиваться другим людям в свои игры. В частности, если малышу предложить мячик и показать, что его надо покатать друг другу по очереди, то он, скорее всего, присвоит его и уединится с ним, совершая привычные для себя действия (будет его крутить, подбрасывать или бросать на пол). А взрослый с его попытками поиграть вместе останется «за бортом». Способность к совместному игровому сотрудничеству проверяется именно в ситуации игрового вмешательства близкого взрослого или другого ребенка, более старшего возраста, в привычные однообразные манипуляции с любыми игровыми предметами, даже такими сложными, как компьютер или мобильный телефон. К сожалению, современные родители принимают желаемое за действительное, не вмешиваясь в однообразные «игры» своего малыша. Общение с близкими вытеснено просмотром телевизора в одиночестве или манипуляциями с планшетом, в котором ребенок с аутизмом нередко прекрасно ориентируется, к удивлению окружающих. Такое «невмешательство» взрослых в игровое времяпровождение малыша только усиливает аутистическую симптоматику в будущем.
8. Трудности обучения ребенка социально значимым навыкам. Речь идет о приучении его к туалету и способности употреблять твердую пищу. Привыкнув «делать туалет» в памперс, малыш категорически отказывается менять свое поведение и садиться на горшок. Уговоры и насильственные действия взрослых только усложняют ситуацию. Не менее драматичная картина складывается и с приемом пищи. Если раньше при описании симптомов аутизма отмечался только скудный рацион, то в последнее время, когда родители стали использовать блендер для измельчения еды, к этой проблеме добивалась еще одна характерная черта пищевого поведения. Ребенок, привыкнув к перетертой пище, никак не может перейти на твердую еду.
9. Стереотипные навязчивые движения. Любой ребенок может трясти погремушкой - но обычно это длится недолго, через какое-то время он переключается на что-то другое. А если он трясет погремушкой несколько часов, не отдает ее и не отпускает - это уже тревожный сигнал.
При выявлении у ребенка аутизма, ему должна быть оказана комплексная помощь с участием родителей, врачей, педагогов, психологов. Таблетки от аутизма не существует. Однако разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т.е. помочь ребенку существовать в социуме.
Ребенок-аутист обитает в своем мире, за незримыми, но непреодолимыми стенами. Он заблудился в этом мире и не знает, как выйти на свет, к людям. Чтобы помочь ему, вам придется отправиться в этот чужой мир, найти своего ребенка, взять за руку и вывести из лабиринта. Путеводной звездой для вас станет безусловная любовь к ребенку, путеводной нитью - уважение к его личности и желание понять. Оставив за спиной страх, горе и чувство вины, вооружившись оптимизмом и позитивным отношением к ситуации, вы сможете достичь невозможного.
Детский психиатр
ГУ «АЦГМБ» ЛНР
Бабичева А.П.